Содержимое: 40805103923113.zip (45.25 KB)
Загружен: 05.08.2014

Положительные отзывы: 0
Отрицательные отзывы: 0

Возвраты: 0

В закладки





I.Орфоэпические нормы русского литературного языка
1. Расставьте ударения в следующих словах:
августовский
агент
агентство
алкоголь
анатом
асимметрия
баловаться
баловник
(из)балованный
(из)баловать
бармен
безудержный
боязнь
бюрократия
вероисповедание
втридешева
втридорога
гладильный
давнишний
девичий
о деньгах
джинсовый
диспансер
договор, договоры
договорный
донельзя
досуг
добыча
единовременный
жалюзи
жизнеобеспечение
завидно
завсегдатай
заговор
занятой (человек)
занятый (чем-нибудь)
закупорить
запломбировать
звонит
звонишь
зонтыиначе
индустрия
(ис)черпать
камбала
каталог
каучук
кашлянуть
квартал
кирзовый
кладовая
красивее
кружиться
кружится
кулинария
кухонный
ломота
маркетинг
маркетинговый
мастерски
меховой
мизерный
мусоропровод
мытарство
мышление
наголо (остричь)
наголо (держать шашки)
наискось
намерение
наотмашь
начался
началась
началось
начались
начат
начата
начато
начаты
начатый
некролог
новорожденный
нормироватьнормированный
обеспечение
обетованный
облегчить
ободрить
обострить
одновременно
опошлить
опошленный
оптовый
откупорить
осужденный
пасквиль
пиццерия
плесневеть
поднять
поднял
подняла
подняло
подняли
подростковый
поручни
порты, портами
поставщик
похороны,
на похоронах
предвосхитить
предвосхищать
премировать
премированный
премирование
приговор
пригубить
приданое
принудить
приобретение
продал
продала
продало
продали
пурпурпурпурный
ракушка
римлянка
свекла
сирота, (мн.ч.) сироты
складчина
сливовый
соболезнование
сосредоточение
по средам
статуя
(денежные) средства таможня
танцовщица
тигровый
толика
торты
тотчас
тяжба
уведомить
уведомленный
углубить
украинский
умерший
упрочение
упростить
уставный
усугубить
феерия
феномен
хаос
хвоя
ходатайствовать
ходатайство
хозяева
холеный
шоферы, шоферов
шрифта, шрифтами
щавель
щекотно
эксперт

2.Объясните значения омóграфов (слов с разными ударениями), составив с ними словосочетания:
Броня – броня
бронировать – бронировать
видение – видение
морщить – морщить
рапорт – раппорт
острота – острота
искра – искра
вязанка – вязанка
засоленный – засоленный лавровый - лавровый
ирис – ирис
характерный – характерный
развитой – развитый - развитый
языковой – языковый
колледж – коллеж
недвижимый – недвижимый
клубы – клубы
переходной – переходный

3.Возможны ли варианты произношения орфографического «чн» в данных ниже словах? Запишите слова в соответствующие графы таблицы.
Образец выполнения:
произносится только [чн]произносится только [шн]произносится и [чн], и [шн]
1. коричневый1. друг сердечный1…..
Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, селёдочный, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.
4. В каких словах под ударением произносится [’о] ( «ё»), в каких – [’э] («е»)? Произношение каких слов допускает варианты?
Образец выполнения:
произносится [’о] ( «ё»)произносится [’э] («е»)произносится [’о] и [’э]
1. …1. …1. …
Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, гренадер, единоплеменный, желчь, жердочка, зацветший, зев, истекший год, истекший кровью, клест, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, острие, осужденный, отцветший, платежеспособный, подключенный, погруженный в мысли, погруженный на платформу, пресек, раскаленный, современный, щелка.

5. От данных ниже существительных образуйте форму родительного падежа единственного и множественного числа, расставьте ударения:
Бант, бинт, герб, гуляш, дверь, жезл, зонт, клок, созыв, торт, шарф, шрифт, порт.
2.Лексические нормы русского литературного языка
6. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы:
1. В чем отличие слов рынок и базар?
2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – куша
5. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама? Почему?
6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом пойдём в кино? Почему?
7. Можно ли так спросить: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Почему? Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?
8. Как вы назовёте человека в день его рождения? В чём различие слов именинник и новорождённый? Кто такой юбиляр?

7. Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.
1. После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Этому вопросу уделяли серьезное значение. 4. Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо умножать темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 7. Бóльшая половина игры уже прошла. 8. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

8. Проанализируйте (объясните) причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.
1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай за дровами по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 5. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 6. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.

9. Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)


Образец выполнения:
Соответствуют языковой нормеНе соответствуют языковой норме
1. …1. …
Информационное сообщение, вечерняя серенада, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, коллеги по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, демобилизация из армии.

10. В данных ниже предложениях укажите виды речевой избыточности. Отредактируйте предложения, если плеоназм и тавтологию следует устранить.
1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 2. Спортсмены завода не могут похвастаться спортивными достижениями. 3. Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов. 3. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 4. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 5. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 6. Она плакала и не спешила вытирать свои слезы. 7. Какой же судья захочет быть подсудимым? (Заголовок газетной статьи.)

11. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова, составьте с ним словосочетание:
нетерпимый –
основание –
факт –
бережный –
методичный –
статичный –
одеть – усвоить –
представить –
проблемный –
доходный –
болотный –
искусно –
заглавный – романтичный
дипломат – дипломант – дипломник;
цветистый – цветной – цветочный – цветастый
каменистый –
удачливый –
иронический –
злой –
Образец выполнения:
Командированный – командировочный
Командированный – лицо, находящееся в командировке (командированный специалист).
Командировочный – относящийся к командированному (командировочные расходы)

12. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов:

Всего: 26 заданий
Отзывов от покупателей не поступало

Похожие товары